День Благодарения\Thanksgiving Day имеет исторические и религиозные корни. Однако реальные обстоятельства происхождения праздника были совершенно не такими, как принято считать.

Официальная версия истории Дня Благодарения выглядит следующим образом. День Благодарения впервые был отпразднован в 1621 году английскими колонистами (пуританами), жившими в Плимутской Колонии. Предыдущая зима была очень тяжелой и голодной, новая зима также сулила колонистам мало хорошего. Тогда губернатор решил поднять дух своих подчиненных и организовал первый День Благодарения.

Праздник совместно отметили британские колонисты и их соседи-индейцы из племени Вампаноаг, благодаря помощи которых колония выжила в первую голодную зиму. Пуритане, составлявшие большинство колонистов, привнесли в этот праздник глубокий религиозный смысл - они видели в нём способ поблагодарить Всевышнего за милости и отметить конец сбора урожая. Впрочем, пуритане не считали День Благодарения подлинно религиозным фестивалем - он не упоминается в Библии и, кроме того, на нем присутствовали язычники. День Благодарения стал общенациональным праздником США в 1789 году, а официальный статус приобрел в 1863 году.

С Днем Благодарения, который отмечается каждый четвертый четверг ноября, связан ряд традиций. Все члены семьи обязательно должны сходить в церковь, а после этого собраться за праздничным столом. Второй по важности атрибут Дня Благодарения - индейка. По легенде, на первом празднике колонисты и индейцы зажарили и совместно съели четырёх индеек. С тех пор индейка и День Благодарения стали синонимами. Президенту США на особой церемонии демонстрируют двух наиболее достойных представителей семейства индюшачьих: одна индюшка украшает праздничный стол в Белом доме, а вторая торжественно милуется Президентом и отправляется доживать свой век на особую ферму, где ей более не грозит опасность быть съеденной. По данным Министерства Сельского Хозяйства\Department of Agriculture США, в День Благодарения американцы съедают более 45 млн. индеек. Третий атрибут праздника: парады (в большинстве своем костюмированные) и веселье. В 20 веке День Благодарения получил новую традицию - в этот день происходит финальный матч чемпионата по американскому футболу. День Благодарения, как и многие другие праздники, обросли мифами и легендами. К примеру, недавно было доказано, что этот праздник имеет несколько более давнюю историю, причем связан не с англо-, а испаноязычными американцами. В 1598 году, то есть за 23 года до канонического праздника, его отметили в местечке Сан-Элизарио, которое находится на территории современного Техаса. Инициатором праздника стал некий Хуан де Онате, который перевел группу переселенцев с территории современной Мексики через пустыню. Отмечание удачного окончания 500-км перехода и стало поводом для благодарности Всевышнему.

В 1963 году был официально признан и другой предшественник Дня Благодарения. За два года до праздника в Плимутской колонии День Благодарения отметили британские переселенцы, обосновавшиеся в Вирджинии. Они отмечали благополучное пересечение Атлантического океана - причем этот день вирджинцы праздновали и десятилетия спустя после переселения в Америку, это условие поставила английская компания, отправившая их в новый Свет. Впрочем, ни испанцы, ни вирджинцы индейцев на свое торжество не приглашали.

Традиционная индейка - тоже не более, чем легенда. Об этом, например, пишет историк Джеймс МакВильямс\James E. McWilliams, автор книги "Революция Питания"\A Revolution in Eating: How the Quest for Food Shaped America. В документах Плимутской колонии (точнее в дневниках губернатора) содержатся довольно точные указания о рационе поселенцев. Они ели кукурузу, яблоки, груши, тыкву, картофель и даже клубнику. Единственным мясным блюдом на празднике была оленина. Об индейке архивы умалчивают, археологические раскопки также не обнаружили индюшачьих костей на месте предположительного проведения праздника (кстати, праздник продолжался четыре дня, а не один - как сегодня). Вилок у пилигримов не было, и со снедью управлялись с помощью рук и ложек (ныне праздничные столы в американских домах сервируют и украшают особо тщательно). Индейка вошла в традицию лишь в середине 19 века, прежде всего, потому, что тогда этих птиц стали активно разводить в США, и мясо индюшки стало наиболее доступным, в том числе, и для бедных американцев.

Историк Рик Шенкман\Rick Shenkman отмечает, что традиционно в США считается, что пилигримы в Плимутской колонии жили в бревенчатых домах, напоминающих русские избы. Однако это тоже, не более, чем миф. Пуритане строили дома из досок, срубы появились в Америке лишь в конце 18 века, эту технологию завезли германские и шведские иммигранты.

На традиционных парадах и театральных представлениях, проходящих в День Благодарения, актеры, изображающие пуритан, традиционно носят черные шляпы, башмаки с пряжками и чулки. Историк Джеймс Бэйкер\James W. Baker, который в середине 1980-х годов опубликовал серию статей об одежде первых американцев, утверждает, что эта легенда сформировалась лишь в 19 веке - тогда в США началась мода на старину. Пилигримы были одеты просто и кто во что горазд. Одежда в ту пору была весьма дорогой, и о соблюдении единого стиля говорить не приходилось. Черные и темные цвета носились исключительно по воскресеньям, когда проводились религиозные службы.

Участников первого Дня Благодарения часто называют пилигримами и пуританами. Однако это две разные группы переселенцев. Пилигримы - это легендарная группа первых британских поселенцев, прибывших на знаменитом паруснике "Майский Цветок"\Mayflower - они поселились в районе Плимута. Пуритане прибыли в Америку десятилетие спустя и осели под Бостоном. Пилигримы большей частью переехали в Новый Свет в поисках лучшей жизни и для обогащения. Пуритане, которых преследовали в Англии, искали религиозной свободы.

Историк Джереми Бэнгс\Jeremy Bangs отмечает, что пилигримы, впервые отпраздновавшие День Благодарения, не дали празднику этого названия - оно появилось позднее, причем сложно сказать, когда именно. Скорее всего, День Благодарения отмечали не в конце ноября (в США уже холодно, и долго веселиться на открытом воздухе весьма некомфортно), а в сентябре или начале октября. И последнее: и до, и после праздника колонисты и индейцы воевали, причем через несколько лет после легендарного праздника лидер колонистов отрубил голову вождю племени Вампаноаг. По материалам Washington ProFile .